Анализ рассказа Чехова Человек в футляре?

Литература | 10 - 11 классы

Анализ рассказа Чехова Человек в футляре.

Без пересказа пожалуйста, и не слишком много.

Ответить на вопрос
Ответы (1)
323fgfhjuju 6 авг. 2021 г., 03:45:06

А. П.

Чехов – один из

русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть – все это

лишь внешние способы порабощения человеческой личности.

Подлинный же

инструмент, инструмент всепроникающий, – страх.

Какой - то

маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова –

центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898

году.

Беликов – это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо,

умудрившееся, однако же, запугать целый город : «Мы, учителя, боялись его.

И

даже директор боялся.

Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко

порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в

руках всю гимназию целых пятнадцать лет.

Да что гимназию!

Весь город!

»Среди

персонажей Чехова много влиятельных лиц : генералы, губернаторы, тайные

советники, миллионеры.

Но герой, который держит в руках весь город, лишь один –

«человек в футляре».

Власть страха соприкасается с владычеством ничтожества.

Цель этого рассказа А.

П. Чехова, как мне кажется, донести до людей сущность

страха : «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять - пятнадцать

лет в нашем городе стали бояться всего.

Бояться громко говорить, посылать

письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте».

Раскрытию

образа Беликова способствует композиционный прием, к которому часто в своем

творчестве прибегает Чехов, – рассказ в рассказе.

Охотники, расположившиеся на

ночлег в сарае старосты Прокофия, рассказывали разные истории.

Один из них, по

фамилии Буркин, поведал о жителе своего города, учителе греческого языка

Беликове.

Чем был примечателен этот человек?

Только тем, что «даже в очень

хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на

вате».

К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и

когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в

чехольчике».

Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал

его в поднятый воротник.

Беликов,

по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и

когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

Что это, причуда или

образ жизни Беликова, Буркин не поясняет.

Однако замечает, что у этого человека

было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать,

футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.

Беликов

жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности.

Беликов

хвалил прошлое, выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он

преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от

действительной жизни.

И этот странный человек на всех наводил страх.

Окружающие

будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр : «Для него были ясны

только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что - нибудь».

Если,

например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти

часов, для него это было ясно и определенно.

В разрешении чего - либо Беликов

всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло».

К

внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища.

Спальня у

Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом.

Ложась спать,

герой укрывался с головой.

Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших

его страхов, он всегда и всего боялся.

Однажды

директорше гимназии пришла в голову поженить Беликова и сестру нового учителя

географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел

Беликова.

Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую

рожу».

Remixket14 9 мая 2021 г., 19:53:45 | 5 - 9 классы

Анализ рассказа А?

Анализ рассказа А.

П. Чехова злоумышленник.

160695танюша 9 мар. 2021 г., 16:42:13 | 5 - 9 классы

Пересказ рассказа Антона Чехова , , Мальчики''?

Пересказ рассказа Антона Чехова , , Мальчики''.

LyolyaS 27 апр. 2021 г., 07:02:47 | 5 - 9 классы

Анализ рассказа чехова любого рассказа?

Анализ рассказа чехова любого рассказа.

Jgffghhh765 11 мая 2021 г., 06:55:48 | 5 - 9 классы

Что объединяет рассказы Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник" и "Ионыч"?

Что объединяет рассказы Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник" и "Ионыч".

Алена5863 20 мар. 2021 г., 23:58:47 | 10 - 11 классы

Анализ рассказа А?

Анализ рассказа А.

П. Чехова "Злоумышленник".

Grei36 1 сент. 2021 г., 00:11:31 | 5 - 9 классы

Краткий пересказ любого рассказа А?

Краткий пересказ любого рассказа А.

П Чехова.

Vladimirovij 20 апр. 2021 г., 13:48:48 | 5 - 9 классы

Ответьте на один вопрос, одним или двумя предложениями?

Ответьте на один вопрос, одним или двумя предложениями.

Че учит рассказ Чехова "Человек в футляре"?

Помогите.

Alinkatrofimen 17 янв. 2021 г., 11:30:56 | 5 - 9 классы

Объясните смысл рассказа А?

Объясните смысл рассказа А.

П. Чехова "Человек в футляре".

Vsdakoroy 21 окт. 2021 г., 05:07:13 | 5 - 9 классы

Сделайте пожалуйста анализ рассказа Чехова "человек в футляре"?

Сделайте пожалуйста анализ рассказа Чехова "человек в футляре".

Marg0ritka 26 июн. 2021 г., 09:20:22 | 5 - 9 классы

Анализ рассказа Налим А?

Анализ рассказа Налим А.

П. Чехова.

На этой странице сайта, в категории Литература размещен ответ на вопрос Анализ рассказа Чехова Человек в футляре?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.