Помогите написать сочинение на тему " Идейная взаимосвязь стихотворений "Дума" и "Бородино"" по Лермонтову?

Литература | 5 - 9 классы

Помогите написать сочинение на тему " Идейная взаимосвязь стихотворений "Дума" и "Бородино"" по Лермонтову.

Ответить на вопрос
Ответы (1)
Zhukovaliena 25 апр. 2021 г., 12:41:46

Идейная взаимосвязь стихотворений М.

Лермонтова «Бородино» и «Дума» Перу М.

Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения - «Бородино» и «Дума».

На первый взгляд, это совершенно разные произведения – одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта – «пустому, бесплодному поколению».

Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой.

Композиция «Бородино» диалогична – более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах – о войне с французами 1812 года.

«Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает : - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя : Богатыри - не вы!

Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта.

По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время : Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Под стать этому времени были и люди – смелые, мужественные, цельные, способные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели – освобождения Родины : «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

» Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей».

Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал : «И вот нашли большое поле : Есть разгуляться где на воле!

» Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели : Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой.

Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям».

Эта же мысль о никчемности современников («Печально я гляжу на наше поколенье!

») является ведущей в стихотворении «Дума».

Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей прошлого – ровесники поэта не способны ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье».

Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен.

В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…») Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно.

Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории : Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, – эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия : Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей.

Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь.

В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения – людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не способных что - либо изменить.

Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада.

В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены – в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.

ЭТО ДЕЛО Я ПИСАЛ ОЧЕНЬ ДОЛГО В ЗАМЕТКАХ.

Sever612 24 февр. 2021 г., 17:07:02 | 5 - 9 классы

Помогите написать сочинение на тему (( мое любимое стихотворение М?

Помогите написать сочинение на тему (( мое любимое стихотворение М.

Ю. Лермонтова )).

Ден638 4 мая 2021 г., 12:12:24 | 5 - 9 классы

Сочинение на тему воина из стихотворение Бородино?

Сочинение на тему воина из стихотворение Бородино.

Помогите пожалуйста!

Lerunya2406 23 янв. 2021 г., 04:53:31 | 5 - 9 классы

Рассказ что я думаю о стихотворении Лермонтова "Бородино"?

Рассказ что я думаю о стихотворении Лермонтова "Бородино".

Fishkadema 10 янв. 2021 г., 19:24:04 | 5 - 9 классы

Написать сочинение на тему : «Как выражается мотив одиночества в стихотворениях М?

Написать сочинение на тему : «Как выражается мотив одиночества в стихотворениях М.

Ю. Лермонтова?

".

Bimatik15 22 янв. 2021 г., 19:36:00 | 5 - 9 классы

Помогите написать сочинение на тему : , , Моё любимое стихотворение Лермонтова"?

Помогите написать сочинение на тему : , , Моё любимое стихотворение Лермонтова".

Merkovaruslana 6 янв. 2021 г., 01:10:30 | 10 - 11 классы

Название стихотворения Лермонтова написанное в 1830 году, которое являлось основой стихотворения Бородино?

Название стихотворения Лермонтова написанное в 1830 году, которое являлось основой стихотворения Бородино.

НаташкаЧерепашка 19 июн. 2021 г., 04:41:26 | 10 - 11 классы

Как в стихотворении М?

Как в стихотворении М.

Ю. Лермонтова "Бородино" решена тема поколений ?

Uimdhl 27 авг. 2021 г., 16:01:18 | 5 - 9 классы

Дайте краткую характеристику стихотворения Лермонтова - Бородино?

Дайте краткую характеристику стихотворения Лермонтова - Бородино.

Oksi441 15 нояб. 2021 г., 07:28:59 | 5 - 9 классы

Помогите пожалуйстаКраткий пересказ стихотворения Лермонтова , , Бородино"?

Помогите пожалуйста

Краткий пересказ стихотворения Лермонтова , , Бородино".

Mira125 11 сент. 2021 г., 19:37:05 | 5 - 9 классы

Написать сочинение на тему : Что тебе больше всего понравилось в стихотворении М?

Написать сочинение на тему : Что тебе больше всего понравилось в стихотворении М.

Ю. Лермонтова ''Листок''.

На странице вопроса Помогите написать сочинение на тему " Идейная взаимосвязь стихотворений "Дума" и "Бородино"" по Лермонтову? из категории Литература вы найдете ответ для уровня учащихся 5 - 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.